Заказать обратный звонок
Нажимая кнопку "Вызвать" Вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных
После принятия в 2003 году ФЗ №40 «Об ОСАГО» автовладельцев уверяли, что конфликтные ситуации на дороге будут решаться просто и быстро.

Что на самом деле? На практике оказывается, что получение страховки после ДТП по ОСАГО – это целая наука. Часто участники ДТП не справляются сами и обращаются к автоюристам.
О чем нужно знать в первую очередь?
Особенности получения страховки зависят от того, есть ли полисы ОСАГО у всех участников ДТП
Возможны 3 ситуации:

Ситуация №1 - идеально, если полисы оформлены и действительны у всех

В этой ситуации можно рассчитывать на прямое возмещение убытков. Что это значит? Пострадавшая сторона может обратиться в свою страховую компанию (т.е. есть не ждать, пока страховая компания виновного лица станет что-то предпринимать). Ущерб возместит «свой» страховщик.

Ситуация №2 - не все потеряно, если полиса нет у одного из участников аварии

Согласно ст.1, ч.1 ФЗ №40, если у одного из участников ДТП нет полиса, прямое возмещение невозможно. В этой ситуации действуют следующие правила.

Если не застрахована пострадавшая сторона, она все равно имеет право требовать выплат у страховщика виновного автовладельца.

Если полиса нет у виновника, то ситуация посложнее. Пострадавшей стороне придется их взыскивать у виновника напрямую.

Это право прописано в ГК РФ. Виновник аварии обязан выплачивать компенсацию, независимо от того, есть у него страховка или нет. Очень часто конфликт не исчерпывается на стадии досудебной претензии и приобретает судебный характер.

Ситуация №3 - выплат не будет, если полисов нет ни у кого

В этой ситуации участники обязательно должны вызвать ГИБДД, провести независимую оценку и договориться между собой о компенсации ущерба. Участие каких-либо страховых компаний исключено.

Как получить страховку после ДТП, когда полисы ОСАГО есть у всех участников: (пошаговая инструкция)
Самые волнительные моменты – первые действия после ДТП и составление европротокола – позади. Теперь первоочередная задача – получить страховку.

Первый шаг – сбор документов для СК

После ДТП каждый участник обращается в свою страховую компанию. Важно написать заявление, прикрепить к нему все документы.

Важно! По ФЗ №40 «Об ОСАГО», страховая компания может принять решение о выплате компенсации или отказать в выплате только после получения от застрахованного лица заявления и пакета документов.

В свою СК нужно предоставить:

1. Заявление с требованием компенсационных выплат.
2. Полис ОСАГО.
3. Извещение о ДТП.
4. Паспорт пострадавшего.
5. Документы на автомобиль: СТС, ПТС, договор купли-продажи.
6. Банковские реквизиты.
7. Копия протокола об административном правонарушении (если ДТП оформлялось сотрудниками ГИБДД).
8. Доверенность на получение возмещения, если в аварию попал не собственник ТС.

Второй шаг – подача собранных документов

Документы необходимо подать в течение 5 дней после ДТП. Страховая компания рассматривает обращение в течение 20 дней и принимает положительное решение о компенсации или отказывает в выплате.

Важно! Если СК не успевает рассмотреть заявление, то по истечении 20 дней каждый день начисляется неустойка в размере 0,5% от суммы ущерба. Застрахованное лицо вправе требовать включения этой неустойки в сумму страховой выплаты.

Третий шаг – организация осмотра автомобиля

Сумма страховых выплат не берется из потолка. Страховой компании необходимо провести осмотр, чтобы оценить и рассчитать ущерб. В течение 5 дней после подачи заявления автовладелец обязан представить поврежденное ТС на осмотр на площадку, которую выбрал страховщик.

СК может назначить проведение двух процедур:

1) простого осмотра и оценки повреждений;
2) сложную техническую экспертизу.

Обе процедуры проводят штатные или привлеченные страховщиком эксперты. Их задача – получить итоговую сумму ущерба. Если по результатам осмотра у страховой компании возникнут сомнения по поводу обстоятельств аварии, она имеет право в течение 10 дней после получения назначить проведение экспертизы.

После рассмотрения заявления страховщиком ситуация может развиться по двумя сценариям: потерпевшего направят в СТО для ремонта или перечислять деньги по указанным банковским реквизитам и ремонт вы будете делать сами.

Четвертый шаг (первый сценарий)

Во взаимодействии со страховщиком есть один нюанс. Большинству заявителей дается направление на ремонт, то есть страховщик выбирает натуральную форму компенсации по выплатам. Он в счет возмещения проводит ремонтные и восстановительные работы. Ущерб возмещается путем полного восстановления автомобиля.

Помните, что есть ситуации, когда натуральная форма невозможна:

  • Если стоимость ремонта выше установленного лимита, то есть больше 400 тыс. рублей.
  • Если ТС повреждено полностью и ремонту не подлежит.
  • Если потерпевший погиб.
  • Если потерпевший является инвалидом.

В вышеперечисленных случаях ущерб будет компенсирован деньгами.

Четвертый шаг (второй сценарий) – получение денежных средств

Если участника аварии устраивает рассчитанная сумма ущерба и страховой выплаты, ему необходимо дождаться перевода денег на расчетный счет или карту. На практике, деньги приходят на счет примерно на 10-20 день после подачи заявления.

Важно! В 2021 году максимальная сумма страховой выплаты составляет 400 000 рублей. Если даже ущерб больше, свыше этой суммы страховщик не выплатит. Однако пострадавшая сторона может взыскать разницу через суд с виновника.

Для получения возмещения деньгами потерпевшему необходимо заявить о своем желании. Для этого еще на этапе составления заявления стоит указать предпочтительную форму возмещения. После рассмотрения заявления страховщик принимает конечное решение по этим двум вида выплат.

Важно! По ФЗ №40, страховое возмещение осуществляется путем выплаты денег при наличии соглашения в письменной форме между страховщиком и пострадавшим участником ДТП. Если пострадавший вы выразил свое волеизъявление, то СК, скорее всего, выдаст направление на ремонт.

Стоит ли проводить независимую техническую экспертизу при получении страховки после ДТП?
В последние годы наметился тренд на снижение страховщиком суммы возмещения. Может быть занижение до 30-60%. Компания в своем решении оперирует цифрами, которые предоставил приглашенный эксперт. Получается, что независимый эксперт не совсем независим и объективен – он явно занижает размер ущерба.

Застрахованное лицо всегда может перестраховаться – он вправе самостоятельно заказать независимую техническую экспертизу. Торопиться с этим не стоит – назначить экспертизу можно после получения выплаты.

Как быть, если пострадавший не согласен с суммой возмещения?
Если вы не согласны с размером ущерба, который установила страховая компания, необходимо составить претензию. Вот тут-то и понадобиться экспертное заключение, выданное независимым специалистом.

Ваша задача – составить претензию, приложить к ней заверенную копию заключения и направить ее в СК. Оригинал заключения стоит оставить себе. Он пригодится в суде, если взаимодействие со страховщиком приобретет судебный характер.

Если страховая компании оставит претензию без рассмотрения и удовлетворения, необходимо предпринять следующие юридические действия:

1. Подготовить иск о компенсации и защите прав потребителя по ОСАГО. На этом этапе важно не упустить один нюанс. Ответчиками по иску может быть и страховая компания, и виновник аварии. В первом случае, для в качестве доказательства послужит оригинал экспертного заключения. Во втором – будет необходимо провести независимую рыночную оценку и представить суду отчет об оценке.

Важно! Если ситуация с возмещением ущерба после ДТП дошла до суда, это веский повод обратиться к автоюристу с опытом судебной практики. Стоит немедленно позвонить специалисту, если вы этого до сих пор еще не сделали. Юрист усилит вашу позицию, направит ваши усилия в правильное русло и поможет добиться справедливой суммы возмещения.

2. Дождаться рассмотрения искового заявления судом.

3. Заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы, если ответчик оспаривает заключение «вашего» независимого эксперта.

При грамотном подходе все эти юридические действия приводят к тому, что суд удовлетворит иск. СК по решению суда выплатит нужную сумму.

Вкратце правильный порядок получения выплаты с привлечением независимого эксперта будет выглядеть так:

1. Наступление страхового случая – ДТП.
2. Обращение к страховщику.
3. Осмотр ТС и калькуляция размера компенсации.
4. Выплата либо направление на ремонт в СТО (ключевой момент: выясняется, что суммы возмещения недостаточно для ремонта).
5. Проведение независимой экспертизы (обязательно приглашается представитель страховщика) и новая калькуляция ущерба.
6. Досудебное требование (составление претензии) пересмотреть сумму возмещения.
7. Подача иска в суд, если страховщик проигнорировал требование.
8. Вынесение судом положительного решения по иску.
9. Выплата страховой компанией разницы между уже выплаченной и вновь оцененной суммой).
10. Ремонт ТС самим пострадавшим либо направление авто на ремонт.

Схема получения страховки после аварии прозрачна и понятна только на первый взгляд. На самом деле в ней много нюансов. Автовладелец, который попал в ДТП впервые, может о них и не знать. Более того, о них могут не предполагать даже автовладельцы – частые «гости» страховых компаний.

Законодательство в сфере страхования претерпевает постоянные изменения – отсюда и сложности. Если вовремя получить консультацию и помощь автоюриста, этих трудностей можно избежать уже на первых этапах взаимодействия со страховщиком.

Получить консультацию
Нажимая кнопку "Заказать" Вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных
Бесплатное оформление ДТП при условии заключения договора с ООО «Центр страховых выплат» на сопровождение спора со страховой компанией