Самые волнительные моменты –
первые действия после ДТП и
составление европротокола – позади. Теперь первоочередная задача – получить страховку.
Первый шаг – сбор документов для СК
После ДТП каждый участник обращается в свою страховую компанию. Важно написать заявление, прикрепить к нему все документы.
Важно! По ФЗ №40 «Об ОСАГО», страховая компания может принять решение о выплате компенсации или отказать в выплате только после получения от застрахованного лица заявления и пакета документов. В свою СК нужно предоставить:
1. Заявление с требованием компенсационных выплат.
2. Полис ОСАГО.
3. Извещение о ДТП.
4. Паспорт пострадавшего.
5. Документы на автомобиль: СТС, ПТС, договор купли-продажи.
6. Банковские реквизиты.
7. Копия протокола об административном правонарушении (если ДТП оформлялось сотрудниками ГИБДД).
8. Доверенность на получение возмещения, если в аварию попал не собственник ТС.
Второй шаг – подача собранных документов
Документы необходимо подать в течение 5 дней после ДТП. Страховая компания рассматривает обращение в течение 20 дней и принимает положительное решение о компенсации или отказывает в выплате.
Важно! Если СК не успевает рассмотреть заявление, то по истечении 20 дней каждый день начисляется неустойка в размере 0,5% от суммы ущерба. Застрахованное лицо вправе требовать включения этой неустойки в сумму страховой выплаты.
Третий шаг – организация осмотра автомобиля
Сумма страховых выплат не берется из потолка. Страховой компании необходимо провести осмотр, чтобы оценить и рассчитать ущерб. В течение 5 дней после подачи заявления автовладелец обязан представить поврежденное ТС на осмотр на площадку, которую выбрал страховщик.
СК может назначить проведение двух процедур:
1) простого осмотра и оценки повреждений;
2) сложную техническую экспертизу.
Обе процедуры проводят штатные или привлеченные страховщиком эксперты. Их задача – получить итоговую сумму ущерба. Если по результатам осмотра у страховой компании возникнут сомнения по поводу обстоятельств аварии, она имеет право в течение 10 дней после получения назначить проведение экспертизы.
После рассмотрения заявления страховщиком ситуация может развиться по двумя сценариям: потерпевшего направят в СТО для ремонта или перечислять деньги по указанным банковским реквизитам и ремонт вы будете делать сами.
Четвертый шаг (первый сценарий)
Во взаимодействии со страховщиком есть один нюанс. Большинству заявителей дается направление на ремонт, то есть страховщик выбирает натуральную форму компенсации по выплатам. Он в счет возмещения проводит ремонтные и восстановительные работы. Ущерб возмещается путем полного восстановления автомобиля.
Помните, что есть ситуации, когда натуральная форма невозможна:
- Если стоимость ремонта выше установленного лимита, то есть больше 400 тыс. рублей.
- Если ТС повреждено полностью и ремонту не подлежит.
- Если потерпевший погиб.
- Если потерпевший является инвалидом.
В вышеперечисленных случаях ущерб будет компенсирован деньгами.
Четвертый шаг (второй сценарий) – получение денежных средств
Если участника аварии устраивает рассчитанная сумма ущерба и страховой выплаты, ему необходимо дождаться перевода денег на расчетный счет или карту. На практике, деньги приходят на счет примерно на 10-20 день после подачи заявления.
Важно! В 2021 году максимальная сумма страховой выплаты составляет 400 000 рублей. Если даже ущерб больше, свыше этой суммы страховщик не выплатит. Однако пострадавшая сторона может взыскать разницу через суд с виновника. Для получения возмещения деньгами потерпевшему необходимо заявить о своем желании
. Для этого еще на этапе составления заявления стоит указать предпочтительную форму возмещения. После рассмотрения заявления страховщик принимает конечное решение по этим двум вида выплат.
Важно! По ФЗ №40, страховое возмещение осуществляется путем выплаты денег при наличии соглашения в письменной форме между страховщиком и пострадавшим участником ДТП. Если пострадавший вы выразил свое волеизъявление, то СК, скорее всего, выдаст направление на ремонт.